О ситуации со свалками рассказала руководитель экологического управления «ЭкоСтройРесурс» Екатерина Луценко на круглом столе в пресс-центре АиФ-Самара, посвященном этой проблеме. Публикуем основные тезисы и запись эфира.
● На 1 января 2022 года в регионе зарегистрировано 391 несанкционированная свалка, большая часть из них состоит из строительных, а также смешанных отходов;
● Свалок из твёрдых коммунальных отходов в регионе всё меньше. Заместитель Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Евгения Рябова отметила, что действительно проблем с навалами ТКО в Самаре нет. Регоператор реагирует на обращения оперативно;
● При образовании свалки ТКО, регоператор осуществляет выезд на место, проводит оценку. Далее собственнику земли выдается предписание ликвидировать свалку, если этого не происходит, регоператор ликвидирует свалку самостоятельно и взыскивает расходы у собственника через суд;
● Заключать договоры на вывоз строительных отходов с лицензированными компаниями должны граждане или организации, у которых образовался строительный мусор, либо собственники земельных участков, на территории которых появилась несанкционированная свалка;
● Сфера обращения со строительными отходами не урегулирована. Федеральных или региональных операторов по промышленным отходам не существует, хотя доля ТКО в общем объеме отходов не более 5%. Регоператор надеется, что реализация федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в ближайшее время изменит текущую ситуацию.
Напомним, ранее «ЭкоСтройРесурс» уже писал об обнаружении нескольких особо крупных свалок промышленных и строительных отходов:
● Свалка в Кировском районе: ущерб на 4 млрд. рублей
● Горы строительного мусора: обнаружена очередная свалка в Кировском районе
«Мы сегодня очень ждём изменений в федеральном законодательстве, которые ввели бы регулирование сферы промышленных и строительных отходов. Можно сказать, что они оказались между небом и землей.
Отрасль обращения с твёрдыми коммунальными отходами полностью отрегулирована, тарифицирована и оцифрована. Мы точно знаем, сколько на полигоны приезжает машин с отходами, и из этих данных легко высчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая отчисляется в бюджет. А в отношении образователей строительных и промышленных отходов таких регулятивных функций практически нет.
Полигоны имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на приём строительных и промышленных отходов. Полигон отчитывается только по количеству и классу опасности принимаемого мусора. В целом эта ситуация приводит к тому, что промышленные и строительные отходы у нас иногда не доезжают до полигона, а захораниваются в лесах и оврагах. И подавляющее большинство жалоб, которые поступают регоператору сейчас и на которые мы должны реагировать — это жалобы по поводу промышленных и строительных отходов.
Строительные отходы — это бич больших городов. Их вывозит неизвестно кто и неизвестно куда. Никто не контролирует, куда они направляются. Вот в чём вся суть», — объясняет директор «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров.