Ответы Минприроды на часто задаваемые вопросы по системе обращения с ТКО

28.01.2019

 

На официальном сайте Минприроды России были опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с ТКО

В частности, жителей России волновало, на ком лежит ответственность за обустройство контейнерных площадок (КП). Соответствующие правила* разъясняют, что создавать КП должны органы МСУ (исключая случаи, когда за это ответственны другие лица). А реестр и списки всех мест накопления мусора, которые создаются в городах и сельских районах, должны должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов и включать информацию об адресе, собственнике, схеме размещения, технических характеристиках КП (площади, количество мусоронакопителей и их объем).

Определенная зона ответственности за КП возложена и на УК. Управляющие компании должны убирать КП. Кроме того, они могут по решению общедомового собрания жителей заключать договоры с регоператором на оказание услуги по обращению с ТКО и покупать новые контейнеры.

Некоторых жителей интересовало, нужно ли платить, если договор с регоператором не был заключен. Согласно закону, договор с регоператором заключают все жители, физические и юридические лица, включая садово-дачные товарищества. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Если потребитель не направил заявление и документы, договор заключается автоматически и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Отказаться от заключения договора нельзя в соответствии с №89-ФЗ и с Жилищным кодексом**.

Первые квитанции в почтовые ящики пользователей услуги начнут поступать в феврале. Однако уже сейчас жителей интересует, куда обращаться, если плата за обращение с ТКО начислена некорректно. С этими вопросами граждан готовы принять в центрах обслуживания населения ЭкоСтройРесурс или проконсультировать по телефону 303-06-48. Чтобы скорректировать размер платы, нужно предоставить документы. Так, если в квартире прописан один, а плата выставлена за двух, нужно предоставить справку о количестве прописанных.

Вот еще некоторые вопросы с сайта первоисточника:

1. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

2. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).

3. Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений?
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.

Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).

4. Можно ли отнести отходы строительных материалов на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей и линолеумов, полимерных плиток к крупногабаритным отходам?
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора

от 22.05.2017 № 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5)

в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, «крупногабаритные отходы» — ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Методическими рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).

Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

*В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

**В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.