Спецтехника для вывоза отходов прошла более чем 100-летний путь развития: от повозки с лошадьми до современного технологичного мусоровоза. Рассказываем, как это было.
Мусоровозы до XX века и после
Первые мусоровозы представляли из себя обычную телегу, запряженную лошадьми. На неё устанавливали ящик, в который сваливали отходы.
Вывоз отходов на телеге
Перемены наступили в начале XX века, когда широкое распространение получил двигатель, и началось массовое производство автомобилей.
Впервые мусоровозы с двигателем стали использовать на улицах Лондона в 1897 году. Их производила английская фирма «Thornycroft Steam Wagon and Carriage Company». Официальное назначение машин — «для сбора пыли и бытового мусора».
Мусоровоз с двигателем
Механизированная техника совершила настоящую революцию: отходы стали вывозить быстрее, чаще и в больших объёмах. Однако были и минусы: машины были оборудованы открытым кузовом, из которого часто во время движения мусор высыпался прямо на дорогу. Оставалась нерешённой и проблема с запахом.
В XX веке спецтехника стремительно совершенствуется
● Инженеры продолжили работать над модернизацией этого вида спецтехники, и уже в 1920-х в рейсы стали выходить мусоровозы с закрытым кузовом, прежде всего в Европе и Соединённых Штатах Америки. Новые механизмы внедрялись почти каждое десятилетие.
● В 1929 году появилась тросовая система затягивания отходов в кузов мусоровоза. Грузчикам больше не нужно было высоко поднимать тяжелые баки и вёдра.
● В 1938 году на мусоровозах впервые был установлен уплотнитель отходов на основе гидравлического пресса. Благодаря этому вместимость значительно увеличилась.
● В 1960-х появились машины с портальным типом загрузки.
● В 1969 году в США изобрели спецтехнику с автоматической боковой загрузкой —такая система используется там до сих пор.
История отечественных мусоровозов
Эволюция мусоровозов в нашей стране прошла аналогичный мировому путь развития. Первые машины появились в СССР во второй половине 40-х годов и поначалу копировали американские и немецкие образцы.
Первопроходцем стал мусоровоз МС-1, его спроектировали на базе грузовика Ford AA 1932 года и отечественных самосвалов тех лет. Машина выпускалась на московском авторемонтном заводе «Аремз» и имела 300-литровый ковш в задней части, который с помощью гидропривода отправлял отходы в кузов. При разгрузке кузов опрокидывался.
Мусоровоз МС-1
В 1950-х появились мусоровозы, которые перевозили отходы в сменных баках. В Москве и Ленинграде формы баков и сами машины отличались.
В Ленинграде использовали цилиндрические мусорные баки и машины с задней разгрузкой. Самая известная модель — МКМ-4. Погрузка и разгрузка осуществлялась при помощи двух задних гидроподъёмников с полукруглыми захватами, которые опускали заполненные накопители или поднимали пустые на машину.
Ленинградский мусоровоз МКМ-4 с шестью бачками на автомобиле ГАЗ-51А. 1959 год
В Москве баки были прямоугольные, погрузка и разгрузка выполнялась с помощью компактной кран-балки грузоподъемностью 500 килограммов с тросовым гидроприводом. Машина производилась на в городе Орёл, на Заводе погрузчиков.
Московский мусоровоз КММ-2М с шестью кубическими баками и кран-балкой на автомобиле ГАЗ-51А. Конец 50-х годов
В 50-е также появилась и кузовная спецтехника. Одной из самых популярных моделей стал мусоровоз 93М. Его разработкой и изготовлением занимался Московский экспериментальный завод погрузочных машин. Затем до начала семидесятых машину также собирал Завод погрузчиков в Орле.
Мусоровоз 93М на самосвальном шасси ГАЗ-51Д, процесс разгрузки
В последующие десятилетия модификация спецтехники со сменными баками и закрытым кузовом продолжалась.
Спецтехника сегодня
Современные машины, хотя и опираются на принципы, которые были заложены в 30-60-х годах прошлого века, технологически значительно продвинулись. Они стали быстрее, манёвреннее, производят меньше шума и вмещают больше отходов.
Например, ещё в 50-е годы мусоровозы перевозили по 6 контейнеров, а сегодня они способны вмещать в себя содержимое из 80 контейнеров объёмом 0,75 м3 и до 150 контейнеров объёмом 1,1 м3.
В Самарской области в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами сегодня задействовано около 700 единиц техники, более 160 из них — новые. ЭкоСтройРесурс и компании-перевозчики закупают для обновления и пополнения автопарка только современные образцы:
● мусоровозы с задней загрузкой,
● мусоровозы с боковой загрузкой;
● мультилифты с прицепом-бункером;
● ломовозы;
● самосвалы;
● бункеровозы;
● фронтальные погрузчики;
● прицепы.