Расширенная ответственность производителя и импортера (РОП) – это обязанность производителей и импортеров товаров выполнять нормативы утилизации (переработки) отходов.
Цель: упаковка всех реализуемых в России товаров должна попадать на переработку.
Деньги, собранные с производителей, пойдут как инвестиции в строительство мощностей по утилизации. Принцип “загрязнитель платит”.
Механизм РОП внедрен в Российской Федерации с 2015 года, внесением изменений в 89-ФЗ и отдельные законодательные акты. За 9 лет действующая концепция РОП не принесла ожидаемых результатов.
Причины: производителей много, а их ответственность низка. Данные о самостоятельной утилизации отходов производителями недостоверны. Проверить справки об утилизации от переработчиков невозможно. Текущие нормативы утилизации не позволяют обеспечить инвестиции в утилизацию.
РОП перезагрузка
С конца 2019 года правительство запустило реформирование первоначальной системы РОП. Три года законопроект дорабатывали, согласовывали и обсуждали.
Размер поступившего в бюджет в 2022 году экологического сбора, по данным Росприроднадзора, составил 4,376 млрд руб. Объем же собранной в прошлом году с граждан платы за обращение с ТКО, по данным Правительства РФ, – около 175 млрд руб.
Правительство уверяет производителей, что перекладывать ответственность на плечи граждан больше не получится.
Сравним старую и новую версии РОП:
- Перенос ответственности с производителей товара на производителя упаковки
Было:
Обязанность выполнения нормативов утилизации возлагалась на производителей и импортеров товаров в упаковке (п.10 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ). Если упаковку продали другому производителю для производства им новых товаров, то выполнять норматив утилизации был обязан последний – тот, кто произвел товар. (Письмо Росприроднадзора от 30.12.2016 № АА-10-02-31/26672)
Стало:
Ответственность по утилизации (переработке) перенесена с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки. Это повысит эффективность госрегулирования, ведь субъектов регулирования будет не 4 млн, а около 200 тысяч. (п. 5 ст. 1 Законопроекта).
Именно такие компании замыкают цикл переработки упаковки. Поэтому получается более естественный механизм. Например, тот, кто производит стекло, собирает стеклобой и повторно использует его в производстве своей продукции.
- Вместо нормативов по группам товаров – обязаны утилизировать всю произведенную упаковку
Было:
Нормативы утилизации в отношении упаковки установлены в зависимости от групп товаров в размере 10-45 % (распоряжение Правительства РФ № 3722-р).
Стало:
Исключается использование термина «норматив утилизации». Обязанность обеспечить утилизацию вводится в отношении всей массы упаковки (п. 5 ст. 1 Законопроекта). В 2025 году – 55%, в 2026 — 75%, с 2027 года — уже 100% упаковки, выпущенной в оборот, должно быть утилизировано.
- Обязаны утилизировать всю упаковку, включая партии списанных товаров
Было:
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространялось на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории России (п. 1.1 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ). Т.о. весь брак и списанная продукция выпадала из обязанности по утилизации.
Стало:
Обязанность по утилизации будет возникать с наиболее ранней из следующих дат:
день отгрузки/передачи, день оплаты, день списания испорченного или бракованного товара. (п. 6 ст. 1 Законопроекта).
- Производители сырья, полуфабрикатов и запчастей исключаются из обязанности обеспечивать утилизацию
Было:
Производители и импортеры товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (комплектующие и сырье), несут обязанность по обеспечению нормативов утилизации только в отношении упаковки товаров.
Стало:
Законопроектом конкретизировано, что производители и импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, включенных в перечень товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты ими полностью или частично потребительских свойств, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, виды и категории которых устанавливаются в соответствии с п. 2 ст. 24.1 закона № 89-ФЗ (п. 5 ст. 1 Законопроекта)
- Создание реестра “реально действующих” утилизаторов
Было: отсутствие инструментов контроля и подтверждения фактической утилизации
Стало: Законопроект предлагает создать реестр юрлиц и ИП, осуществляющих утилизацию ОИТ (отходов от использования товаров). Самостоятельная утилизация производителем или импортером не будет признаваться, если он не внес свои данные в реестр утилизаторов. (п. 6 ст. 1 Законопроекта)
- Контроль за предельными мощностями утилизаторов
Законопроект предлагает документально следить за установками и оборудованием утилизаторов, чтобы указанные по актам массы утилизированных ОИТ не превышали показатели предельных мощностей (чтобы “числа бились”, а “липовых” справок было меньше). Внести такие данные утилизаторы обязаны до 1 января 2027 года. (ст.2,3, п6 ст 1 Законопроекта).
- Ассоциации больше не смогут выполнять нормативы утилизации за производителя и импортера
Обязательства должны быть выполнены самим производителем товаров, упаковки путем организации собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов или на основании прямого договора с утилизатором (п. 5,6 ст. 1 Законопроекта).
- Производитель не хочет утилизировать упаковку сам – будет платить экологический сбор, по новому механизму расчета
Было:
Ставки экологического сбора не актуализировались шесть лет. Например, за прозрачную и красную бутылку производители платят одинаково, хотя красная не перерабатывается.
Стало:
Основной принцип нового расчета: чем более трудно утилизируемым является товар, упаковка, тем выше должна быть ставка.
Ставка экологического сбора определяется путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициенты, учитывающие:
- сложность извлечения ОИТ для дальнейшей утилизации;
- наличие технологической возможности их утилизации;
- востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции) (п. 9 ст. 1 Законопроекта).
- Понижающие эко-коэффициенты. Производить неперерабатываемую упаковку должно быть невыгодно.
Чем экологичнее товар, тем меньше платеж (если производитель выбирает путь экосбора). Это стимул использовать экологичные материалы.
Согласно п. 6 ст. 1 Законопроекта в случае, если товар произведен на территории России с использованием вторичного сырья, к нормативу утилизации ОИТ, к массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ.
- Засчитывается только утилизация своей группы товаров
Утилизация ОИТ за счет утилизации иных отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу) в целях самостоятельного выполнения производителями и импортерами товаров обязанности по утилизации ОИТ не допускается (п. 6 ст. 1
Законопроекта).
При этом утилизация считается выполненной только в том случае, если отходы утилизированы путем их использования для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг или извлечения полезных компонентов для их повторного применения. (Вступит в силу с 1 января 2025 года). Минприроды и Минпромторг установят перечни таких видов отходов и видов товаров. Чтобы как можно больше полезных фракций вводилось в оборот.
ППК РЭО уже разрабатывает конвертер, который позволит сопоставлять различные виды товаров с видами отходов, которые получаются в результате переработки, и видеть, какая продукция может быть произведена из них в результате утилизации (то есть фактически система будет показывать переход из товарного кода ОКПД (коды продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) в коды отходов по ФККО (коды по федеральному классификационному каталогу отходов) и затем – в коды ОКПД новой продукции).
- Декларировать количество выпущенных товаров и упаковки больше не нужно
Было: производители и импортеры предоставляли ежегодную декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковки. Та же информация дублировалась в отчетности, по которой Росприроднадзор проводил сверку данных.
Стало: законопроект предлагает убрать излишнюю нагрузку и исключить обязанность подавать декларации.
- Больше прозрачности, чтобы исключить недобросовестных участников рынка
Информация в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) будет сопоставляться со сведениями, содержащимися в системах иных госорганов (п.б ст.1 Законопроекта).
А именно, информация:
- О количестве (массе) товаров и (или) о массе упаковки, произведенной на территории России или ввезенной из других государств;
- О количестве (массе) товаров и (или) о массе упаковки, отходы от использования которых утилизированы, данные о которой представлены производителями товаров, импортерами товаров, производителями упаковки, юрлицами и ИП, осуществляющими утилизацию ОИТ.
- Импортеры товара (кроме стран ЕАЭС) или сразу вносят экосбор или дают банковскую гарантию, как залог того, что их упаковка будет ими же переработана
При ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортер товара обязан уплатить экологический сбор до выпуска товаров в обращение для внутреннего потребления либо представить до указанного срока в уполномоченный орган уведомление о намерении самостоятельной утилизации ОИТ с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договора поручительства по уплате денежных сумм в размере экологического сбора, заключенного с утилизаторами отходов, включенными в реестр.
(п. 6 ст. 1 Законопроекта, вступает в силу с 1 января 2026 г.)
Заключение:
Значительное увеличение объемов утилизации невозможно без достаточных для этого мощностей. По данным, которые приводит ППК «Российский экологический оператор» на своем официальном сайте, к 2030 году должно быть создано 25,7 млн тонн мощностей по переработке отходов – это соответствует ежегодному объему выпуска в оборот товаров и упаковки. Существующие на 2022 год мощности – 8,1 млн тонн, требуется построить еще 17,6 млн тонн. А это значит, что нужны эффективные механизмы финансирования, одним из которых должен стать институт РОП.
Судебная практика стимулирует субъектов РОП просто платить экологический сбор, так как самостоятельная утилизация может быть сопряжена с определенными рисками. Речь о ст. 8.5.1 КоАП, которая предусматривает ответственность за недостоверную отчетность по РОП, и по этой статье наказывается двойной суммой экосбора производитель, импортер или утилизатор. Юристы компаний юристы стоят на том, чтобы не идти на риски и сразу платить экосбор.
После принятия законопроекта предстоит еще разработать большое количество подзаконных нормативных правовых актов, которые должны будут заставить указанные инициативы наиболее эффективно работать.
