Куда направляются средства, собранные по квитанциям «Обращение с ТКО»

24.09.2021

Сумма в квитанции = Тариф * Норматив. Тарифы и нормативы в России определяют и утверждают не региональные операторы, а органы исполнительной власти. В Самарской области это департамент ценового и тарифного регулирования (ДЦТР).

Базовой составляющей тарифной политики является расчет тарифа на ТКО по направлениям: сбор, вывоз, обработка, сортировка, захоронение. Весь объем собранных средств распределяется не по желанию регоператора, а в строгом соответствии с нормативными актами. В пропорциях, указанных в инфографике.

Единый тариф рассчитывается ДЦТР: 

– на основании предельных тарифов каждого отдельного оператора ТКО (например объекта сортировки или захоронения);
– на основании экономически обоснованных тарифов на услуги перевозчиков по транспортированию ТКО.

Средства, собранные по квитанциям ТКО, направляются в том числе на:

– оплату труда более 5000 работников (в том числе водителей мусоровозов и работников, задействованных на полигонах, сортировках и других компаниях сферы ТКО;
– на ежедневное обслуживание и горюче-смазочные материалы для 800 единиц спецтехники;
– оплату ежедневного сбора, погрузки и разгрузки отходов;
– эксплуатационные затраты полигонов: укладка ТКО, промежуточная изоляция, пересыпка грунтом, содержание дорог и прочее;
– обработку ТКО ручным и машинным способами, отбор полезных утильных фракций и направление их на переработку;
– инвестиционную составляющую некоторым объектам (утвержденным МинЭнерго);
– многие другие направления.

Почему вырос тариф относительно 2018 года?

1. Многие населенные пункты в муниципальных районах области до 2019 года не были обеспечены системным вывозом отходов и, соответственно, не оплачивали его. Теперь обеспечен не только вывоз, но и отбор полезных фракций из 39% отходов региона. Транспортирование ТКО с удаленных территорий неминуемо увеличило единый тариф;
2. Не подлежащие переработке ТКО теперь транспортируются до полигонов (объектов размещения), включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, а не до городских и районных свалок;
3. Из 12 объектов захоронения многие уже закрылись или вот-вот закроются на рекультивацию, т.е.транспортные затраты растут с каждым закрытым полигоном. Например, весь мусор Тольятти везется в Самару, потому что рядом с городом нет полигона;
4. Чтобы уменьшить урон экологии и снизить скорость наполнения полигонов, строятся мусоросортировочные комплексы, сейчас их уже 8. И 5 из них введены за последние 2 года. Полезные фракции идут на переработку, а “хвосты” регоператор уже доставляет на захоронение. Ежедневный заезд на каждый новый комплекс увеличивает транспортные затраты и тариф;
5. С 2019 года в тариф включены услуги по сбору, вывозу крупногабаритных коммунальных отходов, в том числе от текущего ремонта, чего ранее не было;
6. С 2019 года регоператор обеспечивает ликвидацию любых вновь образованных свалок ТКО (именно ТКО, не строительных, не промышленных отходов);
7. Региональный оператор стал центром, обеспечивающим бесперебойную работу цепочки обращения с ТКО и прозрачность отрасли. Отслеживается 800 единиц спецтехники, полигоны обеспечены весовым контролем, все движение отходов организовано строго по территориальной схеме.

Как часто повышается тариф?

Российские тарифы на коммунальные услуги индексируются 2 раза в год, с 2020 года – один раз в год, 1 июля. Тариф на обращение с ТКО Самарской области ни разу не повышался с начала 2019 года. И его продолжают сдерживать, несмотря на введение пяти новых мусоросортировочных комплексов (увеличение транспортного плеча, погрузок и разгрузок), и повышение стоимости горюче-смазочных материалов.

Дотации

Отметим, что нет никаких специальных регулярных дотаций регоператору из бюджета, работы по ТКО не оплачиваются и не субсидируются из регионального или городских бюджетов, как это нередко было до реформы 2019 года.