Татьяна Шаронова – руководитель правового управления регионального оператора ЭкоСтройРесурс

17.04.2020

Регулярное общение с контролирующими органами, проверка документальных отчетов перевозчиков, формирование правовой позиции, предложений по внесению изменений в действующее законодательство в сфере обращения с ТКО с целью его совершенствования – все это относится к работе правового управления регионального оператора. Оно состоит из трех отделов – правового, закупок и торгов и отдела претензионно-исковой работы. Руководитель управления Татьяна Шаронова рассказала о работе, которая ведется ее специалистами.

Расскажите о работе правового управления регионального оператора?

Юрисконсульты правового отдела занимаются разработкой локальных актов предприятия, формированием судебной практики, правовой позиции регионального оператора. Они ежедневно общаются с контролирующими органами, осуществляют претензионно-исковую работу с перевозчиками ТКО, в том числе проверку их отчетных документов, а также проводят иную правовую работу, необходимую для деятельности предприятия. Отдел претензионно-исковой работы отвечает за взыскание просроченной задолженности с потребителей. Специалисты отдела закупок и торгов рассматривают все договоры, которые связаны с хозяйственной деятельностью регионального оператора, а также осуществляют работу, связанную с закупками товаров, работ, услуг, в рамках федеральных законов № 223-ФЗ, № 44-ФЗ.

Как вы повышаете правовую грамотность сотрудников управления?

Все кандидаты, претендующие на работу в правовом управлении, предварительно проходят тестирование на знание общеправовых вопросов. Во время стажировки проходят обучение, после чего сдают повторное тестирование на знание нормативных правовых актов, которыми регулируется деятельность по обращению с ТКО. Все специалисты управления владеют законодательством, регулирующим обращение с ТКО, к которому в том числе  относятся Постановление правительства РФ № 1156, Федеральный закон № 89, а также Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Самарской области. Они разбираются в юридических тонкостях сферы ЖКХ, к которой относится услуга «обращение с твердыми коммунальными отходами».

Новая система обращения с ТКО работает с января 2019 года. Но до сих пор у потребителей остаются вопросы, как заключить договор с регоператором, и все ли должны оплачивать услугу, которую он оказывает?

С 1 января 2019 года в России изменилась система обращения ТКО. Услуга по вывозу отходов стала коммунальной. Согласно действующему законодательству заключить договор с региональным оператором обязаны все собственники отходов – физические и юридические лица. Физическим лицам для заключения договора дополнительных действий предпринимать не нужно, договор считается заключенным на условиях типового договора, единая федеральная форма которого утверждена Постановлением правительства РФ № 1156. Юридическим лицам для заключения договора на оказание услуги необходимо обратиться к региональному оператору с соответствующей заявкой. Сегодня при отказе заключать договор с региональным оператором контролирующие органы привлекают юридические лица к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. В данный момент штрафы составляют от 100 000 до 250 000  тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В скором будущем суммы штрафов планируют увеличить.

Какими формами поддержки для граждан занимается ваше управление?

Специалисты нашего управления разработали документацию о предоставлении льгот некоторым категориям граждан и рассрочки по оплате накопившейся задолженности. Для ее оформления жители обращаются в центр обслуживания населения. Чтобы минимизировать расходы жителей области, региональный оператор создал различные способы бескомиссионной оплаты услуги. На сегодняшний день комиссия, которая выплачивается банкам, не включена в тариф. Данную статью расходов ЭкоСтройРесурс берет на себя.

Регоператор ведет контроль за работой перевозчиков, выявляет и принимает участие в ликвидации несанкционированных свалок. Какие правовые решения в этой работе принимает Ваше управление?

Существуют нормы СанПиН, устанавливающие периодичность вывоза ТКО. Территория Самарской области большая, и недочеты в работе перевозчиков бывают по причинам, не всегда зависящим от них. Систематический  контроль регионального оператора за перевозчиками позволяет быстро отследить допущенные отклонения с целью их оперативного устранения. Правовое управление принимает в этом непосредственное участие. При поступлении из отдела контроля информации, о том, что перевозчик нарушает условия заключенного договора, наши юристы направляют предостережение с целью устранения выявленного нарушения. Если перевозчик не устраняет нарушение, в его адрес готовится и отправляется претензия, применяются штрафные санкции. На сегодняшний день перевозчики практически не допускают нарушений при транспортировании ТКО.

Что касается мест несанкционированного размещения ТКО – ЭкоСтройРесурс уделяет им особое внимание. Порядок действий регионального оператора регламентирован Постановлением № 1156. При выявлении любого несанкционированного места размещения ТКО сначала производится выезд специалистов регионального оператора на место, с целью фиксации указанного факта (фотофиксация, установление объема отходов, координат и собственника земельного участка). Затем мы уведомляем собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, а также собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления. Именно собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором. Если собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, Региональный оператор своими силами ликвидирует его с последующим обращением в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Чаще всего собственники земельного участка стараются ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО в добровольном порядке.

Как контролируют работу регионального оператора надзорные органы?

Региональный оператор ведет свою деятельность в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Мы ежедневно общаемся по различным вопросам с контролирующими органами. За прошлый год мы получили около 1000 обращений от контролирующих органов, депутатов регионального и городского уровней, ОНФ, общественников и потребителей  коммунальной услуги. В отношении регионального оператора проводят как плановые, так и внеплановые проверки, когда, например, поступают обращения от граждан. Наша работа ведется в интересах жителей Самарской области, а количество пройденных проверок без выявленных нарушений говорит об ответственной работе и полной прозрачности нашей деятельности.

Законодательные формы, регулирующие сферу ЖКХ, сегодня требуют изменений.  Ведет ли ваше управление работу в этом направлении?

Это действительно так, указанная работа ведется систематически, к примеру, постановление правительства Самарской области № 449 от 6 августа 2018 года «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» не соответствовало требованиям Федерального законодательства по некоторым вопросам и требовало доработки. Мы вышли с инициативой внести поправки в части раздельного накопления ТКО на территории Самарской области, которые позволят ускорить процесс перехода на систему раздельного накопления. Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области приняло наши предложения, и сегодня они на стадии согласования. Такую работу правовое управление регионального оператора ведет и на федеральном уровне. Свои предложения по внесению изменений в федеральное законодательство мы направляем путем обращения в адрес российского экологического оператора.